Каждый народ имеет свои представления о традиционном чаепитии. Особенности сервировки чайного стола, процесс приготовления и вкушения горячего напитка у всех своеобразный. Чай был и остается незаменимым всегда. Но когда наступают холода, приходит время для таких ароматных напитков как пунш, грог и глинтвейн. В зимнее время года последний напиток ассоциируется с ароматами пряностей. А сам процесс приготовления чем-то похож на магический ритуал. Вы стоите у плиты, подсыпаете душистую палитру пряностей из маленьких баночек, неспешно помешиваете и вдыхаете ароматный пар. Чем не чудо?

Глинтвейн (от нем. glühender Wein, буквально — пылающее вино), горячий напиток, приготовленный из виноградного вина, сахара и специй. Он согревает тело в зимние вечера, восстанавливает силы и душевный покой. В Древнем Риме считали этот напиток колдовским и волшебным. И по сей день существует множество рецептов, соотношение ингредиентов варьируется, да и вино (в качестве основы) может быть разным. Но мы не будем описывать рецепт приготовления классического глинтвейна, а остановимся на его ароматных секретах и поверьях, связанных напрямую с самим столовым красным вином.

Безусловно, нагретое вино – это не шампанское, легкое и такое волнующее. Глинтвейн – воплощение домашнего тепла и задушевных посиделок около камина. Пьют его медленно, небольшими глотками, наслаждаясь глубиной вкуса.

Вино, как особый напиток, имеет многотысячелетнюю историю. Оно уникально по своей популярности и таинственности. Западные славяне обоготворяли вино как неиссякаемый источник жизни, ибо оно — кровь Христова. В обрядах и ритуалах вино воплощает в себе здоровье и жизнь.

Природная чистота этого напитка, приготовленного из винограда, сделала вино единственным средством, которое способно в Страстную пятницу очистить кровь человека и даровать ему крепкое здоровье в следующем году. Так верят и по сей день хорваты.

В северо-восточной Болгарии молодожены умываются вином, дабы оградить себя от злых чар и колдовства. В Сербии дают вино младенцу – чтобы он рос здоровым и румяным. В Македонии матери омывают головку ребенка сразу после рождения, чтобы волосы были кудрявыми и густыми.

Аналогично сербские пахари поливали красным вином землю в первый день пахоты: чтобы матушка-сыра земля отблагодарила урожаем. Издревле земля олицетворялась как женское плодоносящее начало и материнство. Таким образом: земля – это жизнь, вино-кровь Христова, а воедино все это олицетворяет здоровье людское.

Вином угощали не только землю, но и другие предметы домашнего обихода, которые в рождественский сочельник имели особую силу. Это могли быть бадняк – полено из дуба, сжигаемое хозяином дома в Сочельник на очаге. Его заворачивали в новую рубаху, пеленали, осыпали зерном или монетками (для урожая и благополучия). Затем делали в бадняке отверстие и осторожно вливали масло, мед или вино. То есть к дубовому полену обращались как с гостем, живым человеком.

По народным поверьям, человек, который допьет вино из чужого бокала, заберет себе все грехи его хозяина. В Пиринской Македонии верят, что вино обладает настолько целебной силой, что им можно вылечить больного ребенка, дав ему 2-3 капли церковного вина для причастия.

В большинстве районов Англии считается дурным предзнаменованием, когда проливаешь красное вино на стол – проливаешь свое счастье и здоровье. Во все времена вино использовали во многих целях: и оздоровительных, и целебных. В силу своего магического характера вино почитают как священный напиток, дарующий жизнь, очищающий разум и восстанавливающий духовный покой.

Терпко-пряного и сладковатого Вам аромата!

Оксана Одрова для сайта /kolosvet.ru/