Колыбель – детская кроватка или люлька, позволяющая укачивать грудного ребенка. С давних пор сложилось много правдивых суеверий, связанных с кроваткой-качалкой. Разные народы имеют свои неординарные верования, которые “работают” и поныне.

В Северной Англии матери клали в колыбель своего дитя чеснок и соль – от злых духов и нечистой силы. В отсутствии матери нечисть могла забрать ребенка, помешать ей могли: нож, воткнутый в ножку кроватки и крест из веточек рябины, повешенный в изголовье колыбели.

В Шотландии бытует поверье, что мальчика непременно нужно накрыть юбкой матери, а девочку – плащом отца. Таким образом, родители даруют  чаду “свою” защиту.

В Ирландии женщине, которая не хотела больше иметь детей, запрещалось продавать детскую люльку, то есть она должна была оставить ее у себя. Если же продать колыбель или отдать  в дар – то будет пополнение в семье. Это невероятное суеверие живо и сейчас. Чтобы забеременеть, по поверьям южных славян, достаточно было не только покачать люльку, но и взять на руки только что родившегося ребенка или съесть первые плоды яблони. И, наоборот, во избежание повторной беременности, девушка ложилась на папоротник или закапывала плаценту под тополь. (Тополь, как известно, не дает семян).

Интересна двоякая интерпретация самого действа – качания пустой колыбели. Если хочешь ребенка – покачай пустую люльку. Но жители Йоркшира и Шотландии негативно воспринимают эту примету: качать пустую кроватку – накликать скорую смерть грудному ребенку. Мало того, дите, которое выросло из этой колыбели или там лежало, может стать шумливым, капризным, а то и вовсе заболеть.

Кусок железа, спрятанный в кроватке, мог служить в качестве мощного амулета против колдунов и ведьм. Родители не должны покупать колыбель в долг, на чужие деньги – иначе ребенку грозит несчастье. Возбранялось приносить пустую колыбель в дом до рождения ребенка.

Восточные славяне не качали детскую кроватку: «Качать пустую колыбель нельзя — черта качаешь». Помимо этого, верили, что качая младенца, “качаешь” смерть, а для самой матери это было чревато еще одним ребенком или рождением двойни. Двойня в своем понимании являлась “карой за грехи” (Словакия), да и родить на свет двоих детишек было испытанием для женщины не из легких.

Когда семье грозила распродажа имущества, то колыбель в любом случае оставляли владельцу. Тому, кто продаст конфискованную колыбель, грозило несчастье. Несомненно одно: приметам и суевериям, связанными с колыбелью, беременностью и ребенком, порой, приписывалась магическая сила. С другой стороны, здесь прослеживается связь с неведомыми силами, которые могут и навредить младенцу, отсюда и многочисленные ограничения и запреты, которые действительно имели и логическое, и бытовое объяснение.

Оксана Одрова для сайта /kolosvet.ru/