Здравствуйте, наши уважаемые читатели. Удивителен  мир, что нас окружает. Никогда нельзя быть  до конца уверенным что  знаете, где  заканчивается миф и начинается история. Попробуйте представить, в каком  замысловатом  хороводе переплетаются языческие сказания с верованиями современных  христиан.

Сегодня  нам бы  хотелось  поговорить о смертном сыне бога, жившим среди  людей и во благо  своего народа. Умевшим как карать, так и воскрешать и, в конце концов,  получившим  бессмертие. Нет, речь пойдет  не об Иисусе Христе, а о его предшественнике, Геракле, сыне Громовержца Зевса. Удивлены? Не видите связи? Тогда читаем  дальше, нам есть о чем вам рассказать.

Содержание:

  1. Рождение Геракла. Предыстория
  2. Жизнь человека
  3. Подвиги Геракла — рождение бога

Рождение Геракла. Предыстория

История каждого человека, собственно как и бога, начинается с момента его  рождения, но судьба, как правило, закладывается гораздо раньше, и зависит  от факторов, на которые  новорожденный никак не смог бы повлиять. Вот так и здесь, ещё будучи в утробе своей матери, Алкмены, Геракл уже нажил себе врага в образе одной из самых могущественнейших  богинь греческого  пантеона, супруги самого Громовержца  Зевса, дочери  Кроноса, Геры.

А все из-за её  блудливого супруга. Заприметив красавицу Алкмену, правитель Олимпа даже не посмотрел что она замужем за героем Амфитрионом. Дождавшись  отлучки мужа, сладострастец принял его  облик… ну, в общем, ради такого случая Зевс дал Гелиосу отпуск  на три дня, сделав ночь  необычайно  долгой. Геру это явно не порадовало, ведь  знала, что не было такого случая, чтобы её благоверный и не зачал.

Но что, ревнивая  жена могла поделать?  Только  мстить любовницам и их  неповинным  детям. Вот и сейчас, дождавшись дня родов, она взяла у своего мужа слово, что  тот  из персеидов, который родится первым и будет  править страной, а остальные родичи должны будут  ему подчиняться. Зная сроки, и не учитывая женского  коварства, громовержец легко  пошёл на поводу, будучи уверенным, что именно  его  отпрыск окажется на троне. Святая простота. Вырвав клятву, Гера мигом метнулась с Олимпа на землю и задержала у Алкмены роды на неделю, зато поторопила их у другой представительницы рода Персеев, дочери царя  Элиды, Никлиппы.  Так к власти пришёл трусливый и изворотливый Эврисфей.

Возможно, если бы не эта проделка Геры, Геракл  так бы и не стал  богом, но  любое  действие влечет   противодействие. Зевс извернулся, но  обманул свою  жену, устроив, что она покормила грудью его внебрачного сына. После  этого Геракл уже был  обречен на бессмертие, но  не все так сразу. Прежде ему нужно было завоевать популярность, получить сознание бога и…  умереть. Немного напоминает  библейские сюжеты, да? Но дальше — интереснее.

Оказывается Алкин, а такое  имя получил мальчик при рождении, вовсе не мифический персонаж. В 2004 году при раскопках в городе Фебес  ученые  обнаружили храм Геракла, и его местоположение точно соответствует тем координатам, где по мифам и родился полубог.  А построили его те, для кого сын  Зевса  не был  легендой, кто был  наслышан о его подвигах из первых уст. Но  двигаемся дальше и, возможно, мы поймем, по каким сюжетам писалась  Библия.

Жизнь человека

Шила в мешке  не утаишь. Греки  точно  знали, что если в семье  рождается  двойня, то только  один из  детей будет  от смертного отца, над зачатием второго же потрудились  боги. А потому мудрый Амфитрион (по другим версиям, сама Гера) дабы убедиться, кто из детей имеет  небесного  родителя, пустил к колыбели малютки двух больших, но неядовитых змей. Утром их нашли  мертвыми. Еще, будучи младенцем, сын  Зевса голыми руками  задушил  гадов.

А теперь, внимание! Узнав кто из  детей пасынок, Амфитрион ведет себя совсем уж по-христиански. Вместо  того что бы возненавидеть приемыша, он  дает  ему лучшее образование. Легендарный Кастор учит  юношу владеть мечем, Автолик  искусству  борьбы, а любимец Аполлона Еврит, стрельбе  из лука. Даже по самым скромным  подсчетам, Амфитриону такие репетиторы должны были стоить целого состояния. Но камень  требовал  огранки. Ведь  полубог обладал чудовищной и вместе с тем неконтролируемой силой, которую он  так и не научился впоследствии сдерживать.  Доказательством  того  смерь  Лина, которого Геракл случайно, скорее всего,  дурачась, убивает  лирой.

Теперь беззаботная жизнь  закончилась, будущий герой вынужден  покинуть землю, на которой родился. Отметим, что  и Иисус, также не засиживался на месте, и перед тем как вознестись, истоптал немало  дорог.

Но с  Гераклом было все намного сложнее. Будучи сыном  бога, никак  не мог  понять своего предназначения и пытался  жить  жизнью обычного смертного. Завести семью, наплодить детей, шумно гулять с друзьями и отдыхать вечером в объятиях  любимой  женщины.

Скажем так, все  это  он получил, но ненадолго. Так, фиванский  царь  Креонт, желая породниться с богами, отдал за сына  Зевса свою  дочь Мегару, которая родила ему трех сыновей. Теримаха, Креонтиада  и Деикоонта.  Живи и радуйся. Но как, прозябая спокойной  жизнью, ты  заслужишь славу? Никто ведь, будучи в здравом уме и твердой памяти не побежит совершать подвиги, когда  дома ждет супруга и любимые  дети. А потому  Гера насылает на Геракла безумие и тот в припадке ярости убивает своих детей.  По мнению  греков,  он совершил  одно из самых страшных преступлений, искупить которое по силам только  богу.

Вот теперь  жизнь греческого  юноши меняется кардинально. Ему придется измениться, побороть себя, научится смирению (да здравствует  христианство) и завоевать уважение  всего  народа. А иначе, какой из него бог?

Подвиги Геракла — рождение бога

Из-за содеянного героя покидает сон, ему снятся кошмары и чтобы узнать, как смыть с себя кровь своей семьи, Геракл (тогда еще Алкид) отправляется  в город  Дельфы. Но хозяйка оракула не желает  принимать у себя детоубийцу. Тогда  Геракл первый раз  сознательно сталкивается с богом. Желая получить ответ, он  забирает у пифии треножник, за которым сразу  же является возмущенный Аполлон.  Драчунов пришлось  разнимать самому  Зевсу.

Остановимся на этом моменте. Геракл был  полон гордыни, не считался с желаниями других и не умел искать компромиссов. И хотя  греки очень ценили  грубую силу, но на тот момент уважать сына Зевса было  не за что. Но все  изменило  предсказание. По велению Феба пифия открыла Алкиду волю Олимпийцев.  Чтобы смыть с себя кровь своих  детей и избавится от ночных кошмаров, он  должен  поступить на службу к Эврисфею и по его указанию  совершить десять великих деяний.  Но  это мифы, на самом  деле каждый из подвигов очень символичен и ассоциируется с самосовершенствованием  героя. Судите сами.

1. Немейский лев

Первое  данное  Еврисфеем  задание, заключалось в охоте на Немейского  льва. Казалось бы пустяк для  ученика Еврита, но  не все так просто. Шкура зверя неуязвима для стрел и его необходимо  задушить голыми руками. Но  это история  для масс. На самом  деле лев олицетворял природу, животные инстинкты, которые живут в человеке и которым на Олимпе не место. Как мы  знаем, герой  легко справился с заданием и даже оставил себе  шкуру животного как трофей и как доспехи. И он  ещё не раз в жизни будет  при надобности выпускать на волю своего  зверя.

2. Лернейская гидра

Но  то была лишь первая ступенька на пути самосовершенствования. Гораздо  труднее было справиться с девятиглавой Лернейской  гидрой. Сруби такой  голову и на её месте сразу  же появляются  две. Под  этим символом греки понимали любовь к сладострастию. Грех, от которого, по мнению древних,  невозможно было  избавиться. Но Геракл вышел с честью и из  этого испытания, проявив в схватке с чудовищем не только грубую силу, но и смекалку. Он  попросил своего  друга Иолая прижигать обрубки, не давая, таким образом,  головам размножаться.

Кстати, когда в схватке с Немейским львом, наш  герой заработал доспехи, то после битвы с гидрой получил оружие. Её кровь, а именно ею Геракл смазал свои стрелы, оказалась смертельным ядом, от которого нет  лекарств.

3. Стимфалийские птицы

Справился герой и со своей объективностью. Стимфалийские птицы Ареса, которых он истребил  по приказу  Евресфея как раз, и символизировали недостижимые стремления. Это, кстати, первый подвиг, осуществить который Гераклу помогли боги. А именно Афина дала ему два медных  тимпана, звон которых поднял птиц  и превратил их в легкую  добычу для лучника.

4. Керинейская лань

Но как бы ни важно было  побороть в себе низменные инстинкты и научится объективности, но  для  того чтобы стать  богом  этого было слишком мало. Нужно  бы ещё обрести мудрость. Именно её поиск, по мнению толкователя мифов Роберта Грейвса и символизировала погоня за Керинейской ланью. Так он пишет: «Поймать лань, живущую на склонах гор, значит, подняться от неведения к вершинам преображающей мудрости».

5. Эриманфский вепрь

Длинный путь самосовершенствования. И дорогой к Олимпу герою  предстоит избавиться также от пьянства и греха чревоугодия. Но причем тут вепрь?  Да ровным счетом ни при чем. Само кровожадное  животное было громадным не обузданным, но для хорошего охотника вполне посильным трофеем, чего не скажешь о табунах кентавров, что  жили у подножья горы Эриманф. Вот  они-то, со своими двумя  желудками и олицетворяли  эти грехи. Геракл победил кентавров и поймал вепря, таким образом, поднялся еще на одну ступеньку ближе к заветной  цели. Но подъём еще незакончен,   на следующем этапе нужно будет очистить и свое сознание. Он решил  и эту проблему вместе со своим шестым подвигом.

6. Скотный двор Авригея

Как мы видели,  до  этого Гераклу приходилось  бороться с силами природы и совершать деяния поистине достойные воина, но в своем  шестом подвиге ему предстоит за один  день очистить  не вдевшие воды скотные дворы царя Авригея.  То есть заняться грязной, рабской работой. Какое уж тут  геройство?

Но возвратимся дальше к символизму. По тому же, нами уже упомянутому, Р. Грейвсу  нечищеные, полные  зловония конюшни символизируют такое же, загруженное  ненужным хламом сознание. Если пытаться вычистить имеющийся сор постепенно, при помощи одной лопаты – уйдут  годы. Тут  необходим  горный поток, который бы своими стремительными водами  вымыл из головы все лишнее, оставив место  только  для правильных мыслей.

Также размышлял и Геракл. Вместо того что бы копошится в навозе, он изменил течение реки Алфей, направив её воды прямо в конюшни.  Вода не только очистила скотный двор от навоза, но и вынесла с него всю  гниль, обнажив все слабые мета, требующие ремонта.

Круто, да? Оказывается, чтобы стать  богом, мало им родится. Нужно  над собой ещё и поработать. Как не похоже  это на живших в праздности богов-олимпийцев? Все эти действия гораздо ближе к современной трактовке устройства мира.

7. Критский бык

Но пройдена только половина дистанции, и хоть герой  проделал над собой  титаническую  работу, но она ещё не окончена. Следующим указанием  Эврисфея  стал золоторогий бык с острова Крит. Когда-то это  животное подарил Миносу сам  Посейдон, что бы тот был принесен богу морей в  жертву. Но жадный правитель Крита оставил  красавца себе, положив под  жертвенный нож совсем другое животное. Минос проявил жадность и  эгоизм. А обезумевший по велению Землесотрясателя бык стал символом  этих человеческих недостатков и настоящей напастью  для острова.

Геракл укрощает  быка, изгоняет  из него безумие и на нем  же переправляется вплавь на свою родную  землю. То есть возвращает  животное в ту среду, из которой оно  вышло  и где бы бог морей  легко смог до него дотянуться.

Как видите, жадность и эгоизм  также побеждены.

8. Кони  Диомеда

Совершив уже семь (знакомое число?) великих  подвигов Геракл практически  полностью завершил  работу над собой и, выйдя на новый уровень  понимания мира, теперь будет  трудиться для других, а потому именно сейчас он готов к тому, чтобы выкрасть коней-людоедов у царя Фракии Диомеда. В результате тиран был скормлен своим  же лошадкам, но в  этом  ли подвиг? Это  ли то истинное испытание, что уготовили Гераклу боги? Копнем глубже.

Дорогой к Фракии сын  Зевса гостит у своего  давнего  знакомого друга Аполлона, царя Адмета. Правитель города Феры встречает  героя с великими почестями, закатывает  для него пир, даже намеком не показывает при  этом, что его молодая  жена добровольно отправилась вместо  него в царство  теней.

Вот  это и было  настоящим испытанием. Не ради себя, не ради своей гордыни Геракл вступает в схватку с грозным Танатосом, побеждает  его и как выкуп за его свободу возвращает в мир смертных прекрасную царицу Алкесту. По сути, совершая при  этом акт  воскрешения. То есть  делает  то же самое, что  позже, по уверениям христиан, будет  делать сын бога Иисус Христос.

9. Пояс Ипполиты

Амазонки – дочери бога войны Ареса. Они символизировали   чистые человеческие  эмоции и не признавали главенства мужчин, разума. Своим детям мужского пола они ещё в младенчестве ломали руки и ноги, дабы те годились только  для выполнения домашней работы и никогда не смогли победить матриархат. Ситуация усугублялась тем что  царица  амазонок Ипполита, владела поясом  бога войны, и пока он  был при ней, армия её была непобедима.

Именно по  этот артефакт и посылает устами Эврисфея Гера своего пасынка, а заодно желая показать  герою силу любви. Перед самым боем подруга царицы Антиопа, полюбив участвовавшего в походе Тесея, предает своих подруг и приносит  заветный пояс Ареса в лагерь  греков. Исход  битвы был  предрешен, а Геракл  получил ещё один  необходимый для самосовершенствования урок.

10. Коровы Гериона

Девять ступеней пройдено, финиш не за горами, но ещё так много предстоит успеть. Девятым подвигом  Геракла стало похищение коров трехглавого  Гериона. Последний, конечно был чудовищем, но не богом. Посредственный противник для того кто метит  занять место на самом  Олимпе. Но  одно  дело сразится с противником, другое дело его найти.

По преданию, остров на котором паслось  стадо Гериона, находился далеко в Атлантическом  океане. То есть  за пределами известного грекам мира. Отправится туда – это двинуться в не известность. Рискнуть  остаться без каких  либо  ориентиров. Что  примечательно, попасть на остров можно только в лотке Гелиоса, символа истины.

Другими словами Гера  заставляет  Геракла, видеть одну только истину. Учит не обращать при  этом никакого внимание на свои страхи и желания, ложные суждения и устоявшиеся традиции. То есть  делает  его идеальным судьей, которым и должен  быть  бог.

Сам момент  убийства трехглавого великана те приключения, что сопровождают  героя по пути домой, отходят на второй план. Это всего  лишь  события, но не подвиги.

11. Золотые яблоки Гисперида

Вот  и десятый подвиг остался позади. Казалось, служение  Эврисфею  окончено, но не тут  то было. В борьбе с Лернейской  гидрой герою  помогал  Иолай, а пояс Ареса был отдан  Гераклу  Тесеем. Потому эти два подвига был богами не засчитаны. На самом  деле Олимпийцам  ещё нужно было убедиться, готов ли взвалить будущий бог на себя ответственность  за весь мир?

Итак, в этот раз путь  Геракла  лежал через  Ливию, на самый край мира, где на своих плечах Атлас держал весь  небосвод. По  легенде только  он мог  безнаказанно сорвать золотые яблоки в саду Гисперида, не накликав при  этом гнев сторожа, стоглавого змея  Ладона.

По  легенде сын  Зевса не побоялся ответственности за судьбу  мира и взялся держать  на своих плечах все небо, пока уставший  титан ходил  за золотыми плодами.

Теперь-то  боги были уверенны, что сын  смертной  женщины  достойный занять среди них место, как равный. Но это  дела не меняет, никто  не мог попасть с земли на Олимп, не побывав у Аида, а потому  героя  ждало последнее испытание.

12. Треглавый Цербер

Последний подвиг  Геракла по своей сложности и символичности стоил всех остальных. По приказу Эврисфея  он  должен был спуститься в подземное царство  теней и привести оттуда в Микены трехглавого стража Аида, Цербера. Что  герой и сделал. Отправившись живым в мир мертвых и, возвратившись  оттуда, герой окончательно  закончил свою  трансформацию. Теперь  он  бог, заключенный в человеческое тело. Его служба Эврисфею  закончена.

Как видим, все двенадцать подвигов  Геракла есть не что иное,  как путь самопознания. Превращение наделенного чудовищной силой варвара, в мудрого и справедливого  бога. Стоит  ли винить Геру, за все те посланные испытания? Ведь  без них Геракл  никогда бы не стал тем, кем он  есть сейчас. Жителем  небесного  Олимпа.

Смерть Геракла

Итак, кровь детей смыта, служба закончена, но  жизнь  бога в человеческом теле на земле продолжается. И он меняет  все в своей  жизни. Отдает свою  жену Магеру своему побратиму Иолаю, ка взамен  берёт ту, которая поможет  ему умереть.

Так, много позже и Иисус приблизит к себе предавшего его Иуду, но  эти предательства были необходимы, ведь  в человеческом  теле  проявить всю  свою  божественную сущность  нельзя.

Новой  женой  Геракла стала младшая сестра героя Мелеагра Деянира. Именно  она, в приступе ревности, смазала одежду своего  бессмертного мужа кровью  кентавра Несса, которая содержала яд  Лернейской  гидры. Обманутая сама, она надеялась  таким образом вернуть  любовь своего мужа, но лишь обрекла его на нечеловеческие страдания. Геракл  живым ложится на погребальный костер и просит  его сжечь. Только после того как разрушается его телесная оболочка бог возносится на Олимп.

Вот такой финал, но туже историю  мы видим и в библейском  Евангелие. Прежде чем вернуться на небо, Иисус сам вынужден был тащить на Голгофу свой крест и умереть в страданиях. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что речь сейчас идет  об одном и том  же историческом персонаже. Сыне единого бога, который обрел бессмертие и которого  древние греки называли  Геракл.

На  этом мы прощаемся с вами. До свидания и до скорых встреч на страницах сайта  «Женская магия».

Василий Молька