Каждый год 31 декабря женская половина населения делает массу полезных вещей: «наводит красоту», вкусно готовит, накрывает на стол,  вручает подарки себе и своим близким…Ну а мужской половине ничего не остается, как звонить своим старым друзьям и приглашать их, как вы уже, наверное, догадались, в баню. Там они совершают безумства, которых обычно себе не позволяют. Если Вы оказались в бане в новогоднюю ночь – там и оставайтесь! Будет что вспомнить, ведь, как говорится, «баня парит, баня правит, баня все исправит»!  

Издревле люди знали толк в бане. У северорусского народа баней называлась принадлежность хозяйственных построек. Только потом баня превратилась в нечто чарующее и полезное для здоровья. В ней происходила «экзекуция» березовыми прутьями, очищение организма от шлаков, активизация кровообращения посредством пара, улучшение работы нервной, эндокринной и дыхательной систем…и, конечно же, последующие прыжки в сугроб или ледяной пруд. Одним словом, русская баня – как русская душа, такая простая и такая загадочная одновременно.

В каждом доме помимо его обитателей, живет его главный хозяин – домовой. Баня – не исключение. Рассмотрим подробнее о банном духе и суевериях, связанных с ним.

По мнению историка Геродота, первые бани возникли у разных народов почти одновременно. Независимо от национальности, какая бы баня не была (финская, турецкая, японская или русская), люди издавна верили в существование мифического хозяина бани. Звали его по-разному: баенник, банник, байнушко, лазьник (у белорусов), байник и др. Живет этот дух в крестьянской бане за каменкой или под полком. Иногда надевает шапку-невидимку, а когда ее снимает, является в облике злого беззубого мужичка, мохнатого и маленького.

Вода в бане считалась грязной, а сама баня – местом «поганым». Ни один здравомыслящий хозяин, ни за что не построит избу на месте сгоревшей бани: либо мыши съедят все запасы, либо набегут клопы, а там и новое несчастье! Словом, баня обладала неведомой и нечистой силой. Но, несмотря на это, люди научились задабривать и уважать банного духа, ведь баня – это так полезно для здоровья!

При первой топке новой бани на печке оставляли кусок ржаного хлеба, густо посыпанного свежей солью. В дар обязательно приносили черную курицу и закапывали ее вместе с перьями под порогом. После этого у банника пропадала охота вредить и делать пакости.

А пакостил баенник лихо: мог разломать каменку, вылить воду или вообще начать плескаться кипятком. Порой мог  бросать камни с печи в тех, кто во время мытья слишком гремел и громко разговаривал. Считается, что банник тоже моется в бане после всех людей. Поэтому перед тем, как зайти в баню, нужно обратиться с приветствием к хозяину: «Крещеный на полок, некрещеный с полка». После мытья поблагодарить: «Спасибо тебе, Баенник, на парной байничек!»  Уходя из бани, полезно оставлять баннику в лохани немного воды, небольшой кусочек мыла, в углу  — березовый, дубовый веник или метлу: так, Банник не будет сердиться и злорадствовать.

Хоть Байнушко – дух недобрый, а порой и злой, а баню свою он охраняет и защищает от других демонических существ: мертвецов и овинника. Последний пугает человека своим хохотом в облике медведя или старика с всклоченными волосами.

Особую роль Баннику отводится в святочных гаданиях. Нечистая сила в зимние святки подсказывала девицам о характере их суженого. Для этого девица должна была просунуть свою руку с дымник. Считалось, что если Баенник дотронется до руки девушки голой рукой, то будущий муж будет бедным, а если мохнатой – богатым.

Так как баня – место «нечистое», после мытья полагалось обмыться студеной, чистой водицей. Отсюда и пошла традиция выбегать после парной баньки и обкупываться в проруби или обтираться снегом!

При этом именно в бане больной человек смывал с себя все болезни и напасти, сглаз и негатив. Вероятно, скифы и устраивали бани только в шалашах, бросая конопляное семя на горячие камни, чтобы совершить очистительный ритуал.

В смоленской губернии существует такой обряд: накануне и после свадьбы невеста должна была помыться в бане. Вода выступала здесь как средство магического очищения. А очистительная семантика воды и пара как раз и раскрывалась в многочисленных ритуалах купания и умывания. У «Матушки-водицы» невесты просили удачу, счастья и богатого жениха. Вода забирала все злое: тоску , сглаз и болезни.

Как бы то ни было, русская баня в славянских обрядах и верованиях имела всегда особое значение! Ну а какая же баня не обходится без веника! Веник – это ее «изюминка».  Накануне Купалы славяне застилали пол в бане свежей травой из ромашки и полыни; парились вениками, связанных из целебных трав можжевельника, ели, пихты и мяты;  веточек березы и дуба. Особо почитался смородиновый веник: он создавал невероятный аромат и настраивал на душевный лад. Березовым веник обладал очистительным средством. Дубовый — препятствовал потоотделению, делал кожу матовой и упругой. Использовали веник и для массажа, и как лекарственное средство. В лечебной магии им били больных, «обметали» порченого ребенка, прикладывали к больному месту или просто вынимали прутик, опускали в воду и лечили им детей от ночных кошмаров и кожных болезней.

Еще одной отличительной особенностью русских бань являлось то, что вода считалась в ней особенной. В сербской традиции священными функциями и магической силой наделялась именно вода, а не банный дух. Сербы верят, что вода – это граница между потусторонним миром. Именно с помощью воды можно было передать магическую силу в чародействе, а также «заговорить» воду чтобы вылечить человека или, наоборот, принести ему вред. Отсюда омовение человека (в данном случае очистительное) сопровождает его на протяжении всей жизни: его рождение (церковное освящение), его свадьбу и смерть (ритуальное омовение).

Словом, баня – то место, где время проходит с пользой и летит безмятежно! Очищается не только организм, но и ваш дух! С легким паром!

Оксана Одрова для сайта /kolosvet.ru/